Дизайну, как и искусству вообще, свойственна цикличность смены подходов к проектированию и графических языков в развитии стилей. Подобно маятнику, раскачивающемуся из стороны в сторону, сменяют друг друга «проектный» и «художественный» подходы, изощренность, перегруженность графического языка обязательно уступает место минимализму в средствах и ясности графических решений.
Другая выявляемая закономерность не так характерна для других областей художественного проектирования, но очень важна для графического дизайна, особенно современного. Речь идет о постоянном расширении профессиональной сферы графического дизайна. До пятидесятых годов дизайнер график был, в основном, либо художником книги, либо художником рекламы, и совмещал в себе функции типографа, иллюстратора, фотографа и специалиста по допечатной подготовке. Сегодня опытный дизайнер, как правило, выполняет функции арт-директора какого-то проекта, будь то создание корпоративного стиля или рекламная кампания. Очень часто ему приходится координировать работу специалистов смежных профессий, тех же фотографов и иллюстраторов, дизайнеров шрифта, web-программистов, видеодизайнеров, ЗБ-аниматоров, а иногда даже промышленных дизайнеров и архитекторов.
До появления технологий, позволяющих без труда создать произведения искусства даже слабо подготовленным пользователям, вопрос о художественности даже не вставал. Ещё лет 30 назад создание графических работ было напрямую связано с творчеством. Дизайнер проявлял мастерство рисунка, гаммы, способности сочетания различных фактур и различных элементов. Он создавал трафареты, использовал кальки, множество инструментов для того, чтобы создать нужный эффект. Это всегда было вдохновение, работа рук и мышления. Готовый проект всегда был уникален, передавал стиль автора, имел ценность, был узнаваем, считался произведением искусства.
Сейчас же графические работы осуществляются, в основном, при помощи техники. Человек, зачастую, выполняет роль посредника, который при помощи уже имеющихся шаблонов делает что-то новое. Такая работа создается просто и быстро, но лишается своей художественности и уникальности. Появляется масса однотипных плакатов, афиш, книг и сайтов. Желая сэкономить время и деньги, дизайнер и заказчик часто попадают в неудобное положение, сталкиваясь с плагиатом.
Главный тренд в современном дизайне – цифровой дизайн. Он включает в себя множество направлений: плоский дизайн, пиксельный, изометрический, контурный, объемный дизайн и смешение нескольких стилей, но сводится к одному – это дизайн, созданный в графических редакторах. Наличие большого количества трендов не значит, что дизайнеры ограничивают себя и работают в одном направлении. Гораздо чаще вместе используются и цифровые, и аналоговые иллюстрации, и фотографии.
В тенденциях современного графического дизайна особое внимание уделяется проблемам экологии, натуральности продуктов, использованию безвредного для окружающей среды сырья.
Графический дизайн все ярче внедряется в среду окружения и выходит за рамки привычного восприятия коммуникативной визуализации. Ведется некая игра с потребителем, выбор места расположения графических объектов происходит несколько нестандартным образом. Рекламные студии и агентства находятся в постоянном поиске новых ходов в подаче рекламного материала, чтобы привлечь больше внимания потребителя, что является сложным, так как в перенасыщенном мире рекламы выделиться на рынке становится все сложнее.
Если ещё 20 лет назад удивление и восхищение вызывал рисунок, созданный на компьютере, то сейчас особенно ценятся художественные изображения, сделанные вручную.
Фотообои и печать на плёнке теперь считаются быстрым и экономичным вариантом оформления интерьера и экстерьера. С помощью шаблонов и фотостоков можно сэкономить, но невозможно создать уникальный, ценный и узнаваемый продукт, который станет лицом компании.
Сегодня среди крупных и успешных компаний увеличивается спрос на роспись стен, картины маслом, каллиграфию и леттеринг. Особенно это касается иностранных брендов.
Успешные художники и дизайнеры – это люди, идущие не только в ногу со временем, но и предугадывающие тренды следующих двух-пяти лет.
Самый известный и модный современный художник-каллиграфист — 27-летний Покрас Лампас (настоящее имя — Арсений Пыженков). На его семинары приходят как студенты, так и серьёзные специалисты из области рекламы. Несколько лет назад он создал «каллиграфити» — свое уникальное направление в изобразительном искусстве, которое находится на пересечении дизайна и каллиграфии.
Все работы Покрас выполняет вручную, с помощью красок и кистей. Его шедевры порой достигают огромных размеров и появляются в самых неожиданных местах — на крышах многоэтажек, стенах зданий, женских обнаженных телах, на одежде, автомобилях и т.д. Работы Покраса мы можем увидеть в Москве, Санкт-Петербурге, Риме, Лондоне. Покрасу принадлежит самая большая каллиграфия в мире, которую можно увидеть из космоса, а также художественные работы для Nike, Mercedes-Benz, Dries Van Noten и Lamborghini. Ярким примером его работ в графическом дизайне можно назвать обложку музыкального альбома L`one: «Одинокая вселенная».
Хотя сегодня многие потребители и студенты уверены, что в современном дизайне достаточно просто уметь соединять несколько готовых элементов: картинок, букв, фотографий — это заблуждение. Задача дизайнера — создать принципиально новый, уникальный продукт, изучая рисунок, живопись, композицию, колористику, используя знания о цвете, текстуре, формах, объеме и пространстве, светотени, линиях и пятнах, чтобы создать гармоничный, современный и продаваемый образ.
Дизайн – это универсальный инструмент преобразования мира, проникающий в разные сферы жизни человека и в широком его понимании способен изменить мир.
Для современного дизайнера очень важно иметь свой собственный стиль и вкус, не терять вдохновение и желание творить.
ДИСКЛЕЙМЕР:
Автор: Дарья Андреевна Курбатова.
Авторское право защищено. Копирование и распространение данной статьи с сайта http://mashtab1k1.ru запрещено без разрешения автора.